
Сожительство не дает каких-либо гарантий. В том числе - от откровенной недобросовестности партнера. 26-летняя Алина из Ленинградской области обратилась к одному из наших юристов партнеров за юридической консультацией. Ее вопрос не представляет особого интереса, а вот рассказанная ей другая история заинтересовала коллегу.
По его просьбе Алина подготовила подробный рассказ о том, как излишнее доверие может обернуться неприятными проблемами.
Доверие и обман…
Моя история началась три года назад, когда я познакомилась с 29-летним Артемом. Мы встретились случайно, но быстро поняли, что у нас есть что-то большее, чем просто симпатия. И хотя он был постарше, это я видела лишь плюсом. Крепко стоял на ногах, собирал на свое жилье, работал.
Наш роман развивался стремительно, и вскоре мы решили жить вместе. На тот момент я снимала небольшую квартиру за 20 тысяч рублей в месяц, а мой доход составлял около 45 тысяч. Только вышла на работу после ВУЗа. Артем же жил в просторной трехкомнатной квартире, за которую, как он утверждал, платил 40 тысяч рублей в месяц хорошим знакомым, которые уехали из страны.
Его зарплата была около 90 тысяч, что казалось мне вполне достаточным для комфортной жизни.
Некоторое время встречаясь в «гостевом» режиме, мы договорились, что будем жить в его квартире и делить расходы пополам. Я ежемесячно отдавала ему 20 тысяч рублей, а он, в свою очередь, брал на себя оплату коммунальных услуг.
Помимо этого, я еще в основном покупала все продукты и хозяйственные товары, а он оплачивал наши развлечения и поездки. На первый взгляд, все казалось справедливым: мы оба вкладывались в наш быт, и я не чувствовала себя обделенной. К тому же честно вкладывалась в жилье.
Однако спустя два года я случайно узнала очень неприятную правду.
А квартирка-то моя!
Оказалось, что квартира, в которой мы жили, принадлежала Артему, и он выплачивал за нее ипотеку. Более того, те 20 тысяч, которые я ему ежемесячно передавала, он не просто вносил как платеж, он ими досрочно гасил кредит!
При этом он зарабатывал значительно больше меня, а я, по сути, помогала ему быстрее расплатиться с долгами, даже не подозревая об этом.
Вы наверняка удивитесь – как же я не видела в квитанциях его фамилии? А он ничего не переоформлял ничего, кроме электричества и доступа в Интернет. Про электричество у меня вопросов не было, я же знала, что он «снимал квартиру у знакомых», и они ему якобы доверили заключить договор.
Правда всплыла, когда появились проблемы с водой, нужно было менять счетчик.
Когда я обнаружила это, мое доверие было разрушено. Я почувствовала себя обманутой и банально использованной. Артем, конечно, пытался оправдаться.
- Ну скажи ты – в чем разница? Либо реально бы ты платила арендную плату, либо просто вносила деньги мне в помощь! Мы же будем жить вместе? Планы у нас есть? Это будет НАША квартира! - красиво заговаривал мне зубы он.
Только вот для меня это было принципиально. Если бы я знала, что квартира в ипотеке и принадлежит ему, я бы никогда не согласилась платить за нее. Еще и досрочно!
Я не хотела вкладываться в его собственность, особенно если мы не были официально женаты. Тогда я на эмоциях обратилась к юристам, чтобы понять, могу ли я как-то вернуть свои деньги. Но, к сожалению, их ответ был неутешительным.
Юристы объяснили, что наши отношения с Артемом можно рассматривать как договорное проживание с предоставлением жилья. У меня не было никаких доказательств обмана, только переписки, в которых он иногда спрашивал, когда я передам деньги за «аренду». Формально, у нас действительно был заключен договор аренды, пусть и в устной форме с фактическим исполнением. Куда тратил деньги Артем значения не имело.
Судиться? Средств у меня не было. Да и в будущем наука… Перспективы мне никто не нарисовал хорошие. Суд, скорее всего, посчитал бы, что я добровольно передавала ему деньги за проживание и текущие расходы.
Теперь я понимаю, что нужно всегда интересоваться правовым статусом жилья и четко оговаривать все финансовые вопросы, даже если речь идет о близком человеке. А еще я поняла, что доверие — это важно, но слепая вера может привести к разочарованию, особенно во время сожительства…
В заключение
Неофициальное проживание, оно же сожительство, не дает каких-либо гарантий сторонам с точки зрения закона.
Уплаченная «чужая» ипотека в браке дает супругу право требовать либо компенсации внесенных им платежей, либо же настаивать на выделении ему доли в имуществе, соразмерной внесенным платежам.
В случае же с сожительством остается уповать лишь на добросовестность партнера. При всем при этом не исключены подобные ситуации и в браке.
Свежие комментарии