То, что женщина может править, сегодня никого не удивит. Однако все больший натиск феминисток еще не означает, что наступит матриархат. Может показаться, что матриархат уже не вернуть, и он остался далеко в прошлом, Между тем у подножия Гималайских гор, как оказалось, живет племя или народность, которое все еще придерживается матриархальных традиций.
Сегодня я вам расскажу о мосуо.Живут они на территории Китая, в северном Юньнане на высоте более 2,5 км над уровнем моря и на не меньшей высоте над уровнем патриархальных традиций. Общая численность мосуо – около 40 тысяч человек.
В это невозможно поверить, но такие слова как «муж» или «отец» мосуо не ведомы, а девушки совсем не мечтают о том дне, когда они станут невестами. Впрочем, парни тоже никогда не будут женихами, а дети никогда никуда не уйдут, поскольку все племя является единым мощным кланом. Порой в одном доме живет три поколения одновременно. А если ребенок проявляет строптивость, его пугают тем, что женят. И во главе всего этого стоит не мужчина, а женщина.

Один западный исследователь, который прожил с мосуо три года, пришел к выводу, что именно здесь построено общество предельно близкое к раю.
А как насчет любви?
Мосуо регулярно проводят свои мосуанские дискотеки, разумеется под звуки традиционной музыки. Парни рассаживаются по скамейкам, а девушки надевают длинные юбки и заплетают в волосы ленты.
Когда начинаются танцы, парни и девушки начинают общаться друг с другом на особом языке жестов. Пересказать весь этот затейливый язык достаточно сложно, но если парень прикоснется своими пальцами (причем обязательно кончиками ладони девушки, она поймет, что интересна ему).

Когда же девушки и парни разберутся с тем, кто кому и насколько нравится, наступает черед другого обычая, который здесь называется «цун-хун». Этнографы говорят, что это нечто близкое к нашему гостевому браку, в котором смешиваются и близость и флирт.
Предпосылками для этого становится вручение девушке собственной комнаты в семейном доме. Случается это обычно в 13-летнем возрасте. После этого она может принимать у себя мужчин, когда захочет, и в любом количестве. Для этого ей достаточно просто впустить мужчину к себе.
Но важно соблюсти одно требование: мужчина должен приходить только тогда, когда в доме все спят и уйти, пока еще никто не проснулся. А чтобы парочке никто не мешал, рядом с дверью делается крючок, на который гость должен повесить свою шляпу. А что делать, если шляпу ветром сдуло? Трусы что ли вешать?

Каждый вечер все братья, обитающие в доме, уходят из дома (можно догадаться, зачем и куда они уходят), и тогда к их сестрам приходят другие ушедшие из дома парни. Короче, все довольны, а шляпы пользуются устойчивым спросом. Еще бы не быть довольными, если продолжительность встреч никак не регламентируется: парочки могут встречаться сколько захотят, но могут разбежаться после первого же свидания.
Когда же девушка забеременеет, никто не будет ее пилить, а того, кто принимал активное участие в изготовлении ребенка, никто не станет ни к чему принуждать. Отца малышу заменят братья матери, а воспитанием будет заниматься вся семья. Никаких принуждений, никаких обязательств, только свободная любовь. Блин! Хочу к мосуо!!! Главное, во избежание позора, шляпу с собой взять не забыть.

Никаких клятв и обязательств любви до гроба (обычно такие клятвы как раз и сокращают путь к деревянному ящику) здесь не дают, и пара все свои отношения регламентирует, ни с кем не советуясь. На детях это вообще никак не отражается, и они продолжат пользоваться всеобщей любовью.
Братья матери ребенка никуда не уйдут и на заработки не уедут, считая этих детей своими. Что касается отцовского долга, заботы о пропитании семьи, то все это для мосуо пустой звук (хочу к мосуо еще больше). Мужчины и женщины здесь никогда не принадлежат друг другу.
Быт и обычаи
Мосуо занимаются в основном земледелием. Все материальные ценности принадлежат женщинам. Вся работа вне дома, строительство и торговля – удел мужчин. На женщинах лежит все, что связано с домом и ведением хозяйства.

Дом, к слову, не имеет ничего общего с хижинами, и делается из толстых бревен, стоящих на сваях. Он имеет квадратную форму и внутренний дворик. Интересно, что хотя мужчины и отдают женщинам все заработанное, но никаких обид на них за это не держат. Впрочем, мосуанские женщины тоже отнюдь не транжиры, и не сливают все заработанное на ерунду.
Одним словом за, по крайней мере, полтора тысячелетия матриархата все утряслось и образовало гармоничный симбиоз. На такое положение дел не смог повлиять ни пришедший в Китай коммунизм, ни культурная революция.

Мосуо пытались принудить к вступлению в законные брачные отношения, но попытка провалилась (им просто нужно было у мосуо шляпы отнять). В конце концов их решили оставить в покое, благо никаких политических целей они не преследуют. Как говорят сами мосуо, страсть рано или поздно потухнет, а семья останется. И их счастливая жизнь, похоже, доказала их правоту.

Важное положение женщин в обществе отражается и на религиозных традициях. Женские имена здесь носят даже географические объекты. Интересно, что одно из их селений находится у подножия горы, которую местные жители считают окаменевшей богиней любви.
Буду копить деньги на долгую дорогу, и готовиться к переходу через китайскую границу. Надеюсь, мосуо меня примут. Только бы шляпу в горах ветром не унесло…
Свежие комментарии