На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Дмитрий Зайцев
    Вырезали эпизиотомию? Эпизиотомия - сама по себе является разрезом при родовспоможении.“Я требую половин...
  • Александр Котов
    Только отправка обратно в кишлаки поможет."Я всего-лишь хот...
  • Tania Еременко
    Но и сам должен не ушами шевелить. Придурок, а не ухажер.-На свидание едем...

Тяжелая женская доля: вопиющие правила Домостроя

Несколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал "Домострой" — особый сборник наставлений. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию детей, поведению дома или же в гостях...

"Домострой" появился в XVI веке благодаря духовному наставнику Ивана Грозного, протопопу Сильвестру, выходцу из богатых купцов Великого Новгорода. Однако считать его автором книги было бы не совсем верно. Сильвестр, скорее, составитель и редактор. Литературоведы считают, что в основу книги легли уже существующие источники как русского, так и европейского происхождения.

По сути, "Домострой" был энциклопедией русской жизни. Книга делилась на три части:

  1. Отношение к Церкви и царской власти;
  2. Внутрисемейные отношения;
  3. О ведении домашнего хозяйства.

И на сегодняшний день многие главы покажутся современному читателю странными...

Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Женщин, которые остались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, а сознательный отказ от брака и вовсе рассматривался как уклонение от Божьей воли.

По "Домострою" семья была подобна единому организму: муж работал и обеспечивал семью, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям. "Домострой" обозначал иерархию и отношения между членами семьи, что (якобы) снижало вероятность конфликтов, ведь каждый знал свое место и обязанности.

Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях (если разговоры не подействовали).

М. Шибанов, "Крестьянский обед", фрагмент, 1774.

Браки заключали по договоренности: обычно родители выбирали спутника жизни для своего ребенка, так что речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Только женихи в возрасте могли выбирать себе невесту и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе.

Но здесь же отметим, что ходило ещё одно негласное правило: сразу же после свадьбы молодую жену следовало хорошенько поколотить, чтобы та осознавала силу мужчины подле себя. Так сказать, "в профилактических целях" для того, чтобы установить чувство "уважения", "подобострастия" ну и страха.

Ф. Малявин, "Баба, несущая воду", начало ХХ.

Слово "домострой" ассоциируется прежде всего с патриархальным укладом. Фактически замужняя женщина жила взаперти, занимаясь домашними делами. Нормы "Домостроя" устанавливали, что жена должна быть "чиста и послушна", а также выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей.

Ей предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, и во всем советоваться с супругом. При этом глава семьи должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда "все будет споро, и всего будет полно". Если супруга не соответствовала указанным качествам, то "Домострой" прямо разрешал мужу распускать руки, чтобы добиться "соответствия канону поведения":

"Муж должен наказывать и вразумлять свою жену наедине страхом, а после наказания – поучить и простить". И при этом от женщины требовалось не обижаться на мужчину, ибо это "грешно".

В некоторых случаях мужья использовали побои для расторжения надоевшего брака, путем склонения жены к принятию монашества. Например, Гаврилка Олександров "бил и увечил розными муками на смерть" свою жену Татьяницу, когда она, будучи "силно беременна", не согласилась постричься в монастырь. А сам Гаврилка "как ее постриг неделю спустя на другой женился жене".

Ф. Малявин, "Россия-матушка", фрагмент, начало ХХ.

Утро женщина была обязана проводить с мужчиной. "Домострой" ввел конкретное требование к завтраку, который должен был проходить совместно. Во-первых, женщина должна была приготовить разнообразный завтрак, ради чего нужно встать намного раньше супруга. Во-вторых, ей приписывалось всегда присутствовать за столом. В-третьих, нужно было выслушать ряд задач на день, которые она обязана исполнить к приходу мужа.

Константин Маковский, "Из повседневной жизни русского боярина в конце XVII века", 1868 г.

Горячительные напитки считались уделом мужчин. Во время так называемых "социальных попоек", мужчины решали насущные вопросы "о делах общих". Женщинам на таких "деловых совещаниях" присутствовать не следовало. Да еще и существовал строжайший запрет пить что-то крепче таёжного морса. Женщины коротали вечера за пряжей, обсуждая свои не самые радостные дела...

Андрей Рябушкин. Семья купца в ХVII веке. Фрагмент картины.

Кроме того, женщинам не полагалось иметь собственные деньги. То, что оказывалось в "копилке" жены было "милостью супруга". Да, были редкие случаи, когда женщина могла что-то собственноручно изготовить и продать, но в таком случае деньги становилось бюджетом семьи.

К. Лемох, "Пьяный муж", 1894 г.

Однако имел "Домострой" еще один неоднозначный пункт - выходить из дома можно было только с разрешения супруга: чтобы выйти за забор, нужно было "превращаться в маленькую девочку" и слёзно просить у "старшего" великодушного разрешения. А в случае дозволения - радоваться, что "второй отец" разрешил прогуляться вокруг дома. Ещё одно жёсткое правило, ограничивающее социальные права женщин – это прямое требование ни с кем не общаться без разрешения благоверного: ни с другими мужчинами, ни с подругами, ни со своими родителями, если муж не дал "добро".

Одним из самых тяжелых грехов по "Домострою" считалось публичное поругание мужа. В противном случае можно было "огрести так", что придется "хромать до конца своих дней".

И. Репин, "Две женские фигуры" (Обнимающиеся крестьянки), 1878 г.

Так бы и скучали женщины в своих теремах, если бы не Пётр I. Насмотревшись на иноземные обычаи, он решил переделать русский уклад по европейскому образцу. Жизнь знатных русских женщин изменилась: они стали бывать на балах и собраниях, познакомились с европейской модой, стали играть более активную роль в жизни общества.  Изменилась и манера поведения. А вот жизнь русских крестьянок ещё долго оставалась неизменной...

Ссылка на первоисточник
наверх